За пять лет количество высотных проектов в Москве выросло практически в 3 раза. Премиальные и элитные предложения теперь составляют всего 6% от предложения в высотных домах, зато существенно выросла доля комфорт-класса. А больше всего высотных новостроек находится в Западном административном округе Москвы.
Высотное строительство
В 2016 году на первичном рынке Москвы был представлен 31 высотный проект, в 2021 году – 89, количество проектов свыше 25 этажей за 5 лет увеличилось почти в 2,9 раза.
Количество лотов в реализации в высотных домах за 5 лет выросло в 3,2 раза (с 5 до 16 тыс. лотов). Суммарная площадь предложения в реализации увеличилась несколько меньше – в 2,9 раза. Это связано с тем, что у покупателей высоким спросом пользуются компактные лоты, а девелоперы стараются ответить на этот запрос квартирографией проектов.
№ |
Округ |
Количество новостроек свыше 25 этажей, проекты в шт. |
1 |
ЗАО |
18 |
2 |
САО |
17 |
3 |
СЗАО |
12 |
4 |
СВАО |
11 |
5 |
ЮАО |
10 |
6 |
ЮВАО |
9 |
7 |
ЮЗАО |
5 |
8 |
ВАО |
4 |
9 |
ЦАО |
3 |
Общий итог |
89 |
Лидирует по числу высотных проектов Западный административный округ – там находится 18 новостроек свыше 25 этажей. На втором месте Северный округ с 17 такими проектами. В СЗАО и СВАО – 12 и 11 высоток соответственно, а в Южном округе 10 высотных новостроек.
Меньше всего новостроек свыше 26 этажей в Центральном административном округе, там всего 3 таких проекта.
За пять лет произошли изменения в распределении предложения в высотных проектах по классам. Существенно выросла доля комфорт-класса: в 2016 г. она составляла 27%, а сейчас – уже 41%. Заметно сократилась доля предложения элитного и премиум-класса: в 2016 году 14% всего предложения в высотных домах, в 2021 – только 6%. Доля бизнес-класса также несколько сократилась – на 6% снизился объем лотов в высотках, сейчас она составляет 53%.
«Таким образом, еще пять лет назад 73% предложения во всех высотных новостройках Москвы принадлежали к бизнес-классу и более дорогим сегментам. А сейчас уже более 40% предложения в высотках – это комфорт-класс», – подсчитывает Роман Родионцев, директор департамента проектного консалтинга Est—a—Tet.